Методические рекомендации к программе
Методические рекомендации к программе родительского просвещения
Служба психологической помощи детям
Информация о едином общероссийском детском телефоне доверия

В сентябре 2010 года в Российской Федерации Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, совместно с субъектами Российской Федерации введен единый общероссийский номер детского телефона доверия 8-800-2000-122.
При звонке на этот номер в любом населенном пункте Российской Федерации со стационарных или мобильных телефонов дети в трудной жизненной ситуации, подростки и их родители, иные граждане могут получить экстренную психологическую помощь, которая оказывается специалистами уже действующих в субъектах Российской Федерации служб, оказывающих услуги по телефонному консультированию и подключенных к единому общероссийскому номеру детского телефона доверия.
Конфиденциальность и бесплатность – два основных принципа работы детского телефона доверия. Это означает, что каждый ребенок и родитель может анонимно и бесплатно получить психологическую помощь и тайна его обращения на телефон доверия гарантируется
Профилактика жестокого обращения с детьми
Стопспид!
Я - родитель!
Конфликт — это столкновение интересов, где удовлетворение желаний одной стороны обязательно несет ущемление воли другой. Это противостояние сопровождается сильными отрицательными эмоциями — обидой, гневом, враждебностью... Подробнее

Отцовство - твой главный жизненный проект!
Портал «Я -Родитель» дал отцам несколько советов, которые помогут им взять верный курс в воспитании детей
Отцовство
Советы
Сниффинг
Уважаемые взрослые!Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации обращает внимание на то, что в настоящее время среди несовершеннолетних актуализирован особый вид девиантного поведения, получивший в средствах массовой информации название «сниффинг».

Сниффинг - форма токсикомании, при которой состояние токсического опьянения достигается в результате вдыхания паров химических соединений используемого в бытовых приборах газа, летучих веществ, входящих в состав освежителей воздуха, дезодорантов, а также выделяемых из горючих жидкостей, таких, как растворители, бензин и клей, которые имеют свободное обращение в гражданском обороте.

Информация о случаях смертельных отравлений в результате вдыхания паров химических соединений свидетельствует о том, что среди погибших большинство несовершеннолетних - подростки в возрасте от 14 до 17 лет (148 человек) и младшие подростки от 10 до 14 лет (29 человек).

Просим уделить особое внимание вопросам занятости детей.

Советы родителям. Как помочь ребенку стать уверенным?
1. Уважать его душевный настрой. Бывает: то, что ребенок говорит, родителям кажется глупостями. Но это не всегда так. Ребенок имеет право чувствовать и говорить то, что хочет, если это не приносит вреда окружающим. Нужно позволять ребенку мечтать, какими бы невыполнимыми эти мечты ни казались взрослым. Когда-то мечты о полетах тоже многим казались сказкой.

2. Проявлять уважение к намерениям. Ребенок имеет право хотеть то, что он хочет. Однако ему нужно объяснять, что не все желания нужно выполнять немедленно, а некоторые и вообще не стоит выполнять.

3. Дарить безусловную любовь. Дети должны чувствовать, что им не требуется специально делать что-то, чтобы заработать любовь. Очень полезно задавать себе вопрос: «Все ли я делаю для того, чтобы поступками моего ребенка двигала любовь, а не страх?»

4. Помочь ребенку почувствовать собственную значимость через освоение самостоятельности. Можно составить контрольный список обязанностей и требовать выполнения. Ни в коем случае не делать за ребенка то, что он уже может сделать сам, пусть иногда медленно или не совсем хорошо. Особое внимание нужно уделить возлагаемой на ребенка ответственности за самостоятельные действия. Хорошо, если эта ответственность будет вселять дополнительную уверенность в ребенка.

Поддерживать принятие детьми самостоятельных решений. Многие дети (и некоторые взрослые) не видят отличия своих решений от решений родителей.

5. Помочь понять обучающую роль ошибок. Не стоит слишком сильно оберегать от совершения ошибок. Важно помочь осмыслить тот позитивный опыт, который был получен. Ключевая фраза, которая здесь может помочь: «Поражение — прекрасная возможность научиться чему-то новому».

6. Содействовать формированию положительного образа «Я».Ребенок должен знать прежде всего о своих достоинствах, а потом уже о недостатках. Подчеркивать личные заслуги детей. Говорить о своих недостатках и трудностях. Дети склонны переоценивать истинные способности родителей, часто считают их совершенством, до которого им невозможно дотянуться. Такая позиция может льстить родителям. В особо опасной позиции находятся мальчики, имеющие социально успешных отцов.

7. Помогать ребенку верить в интуицию.

8. Давать выражать свои чувства открыто.

9. Напоминать ребенку, что он вам нужен, необходим, играет важную роль в вашей жизни.

10. Позволять ребенку расти в соответствии со своими физиологическими и личностными возможностями и способностями. Он не обязан абсолютно соответствовать образу, желаемому родителями. Часто ребенок, горячо любя своих родителей, сильно переживает, что не может быть таким, каким они хотят его видеть. И от этого результаты его деятельности только ухудшаются.

«Совместными усилиями создаём условия для здорового образа жизни наших детей»
Ежегодно в апреле и ноябре в нашей школе проводятся мероприятия в рамках акции «Правовая пропаганда», которые направлены на формирование гражданско-правового и патриотического сознания, воспитания у учащихся гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

В рамках акции организуются и проводятся мероприятия с участием инспекторов ОУУП и ПДН ОМВД, которые призывают учащихся к здоровому и законопослушному образу жизни, соблюдению правовой культуры, уважению закона, миролюбию и толерантности.

На общешкольных родительских собраниях сотрудники ОМВД РФ по г. Муравленко и специалисты социально-психологической службы школы дают разъяснения родителям (законным представителям) по вопросам административной и гражданско-правовой ответственности родителей за совершение преступлений несовершеннолетними. Так же с родителями обсуждаются причины и обстоятельства, приводящие к совершению противоправных действий и правонарушений несовершеннолетними. Рассматриваются структуры молодёжных сообществ и меры профилактики преступности в подростковой среде. Социальными педагогами образовательного учреждения пропагандируются семейные ценности, положительно сказывающиеся на ценностных ориентирах подрастающего поколения, заключающиеся в стремлении поддержания поликультурного мира, гражданского общества, социальной солидарности, личной и национальной свободы.

Повышение родительской компетентности в вопросах правового воспитания детей обеспечивается за счёт проведения совместных «круглых столов», дискуссий, конференций и т.д., предусмотренных планом проведения акции «Правовая пропаганда» с учётом актуальных тем.

Просвещение родительской общественности по вопросам создания безопасных условий развития детей организовано посредством оформления информационных стендов, Интернет-информирования через школьный сайт и АИС «Сетевой город. Образование» в виде тематических статей, памяток, буклетов, брошюр и презентаций.

Тесное сотрудничество по профилактике правонарушений и целенаправленная совместная работа в данном направлении сокращает риски роста преступности среди несовершеннолетних и повышает безопасность жизнедеятельности наших детей.

Взрослым об экстремальных и опасных формах развлечения детей и о том, как призвать своего ребёнка к благоразумию.
Для того, чтобы уберечь ребёнка от опасности необходимо знать причины, толкающие его на участие в экстремальных развлечениях и уметь доходчиво объяснить возможные негативные последствия.

Современный экстремальный досуг несовершеннолетних.

Одной из главных характеристик подросткового возраста является вхождение в социальную жизнь, появление новых обязанностей, активное стремление к самореализации, к успехам в конкретном виде деятельности. У подросткапроисходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование его личности, в результате чего его интересы меняются. Подростки становятся более дифференцированными и стойкими.

Поведенческие и характерологические особенности подростков:

- направление своей активности и энергии на благо (в ущерб) себе или окружающим;

- низкая (завышенная) самооценка, размытость границ личности, трудности в осознании и проявлении своих чувств, искаженность ценностных ориентаций и нравственных понятий.

Подросток начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь. Этот процесс нередко проявляется в форме девиантного (экстремального) поведения. Экстремальное поведение подростков имеет ряд причин:

- занятость родителей и неумение наладить контакты со своими детьми, организовать совместную деятельность;

- слабая организация сети клубов, кружков, спортивных секций, отсутствие заботы о вовлечении и закреплении в них подростков;

- неэффективность досуговой системы;

- бесконтрольное развитие референтных групп: зацеперов, руферов, диггеров

и т.д., которые объединяются в сообщества, используя Интернет, и пополняют свои ряды несовершеннолетними экстремалами. В основном эти группы формируются из несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссии по деламнесовершеннолетних и защите их прав (Рубцова, 2013).
Экстремальное поведение поведение подростка может иметь формы зацепинга или трейнсерфинга.
Зацепинг, или трейнсерфинг (от англ. Trainsurfing), - езда на крыше транспортных составов (электрички, метро, автобуса), между или под вагонами. Зацепинг - это социально опасное явление, схожее с мелким хулиганством, одно из проявлений девиантного поведения молодежи. В современных условиях зацепинг влияет на процесс социализации, формирование «Образа Я» достаточно большого числа молодежи.

Зацепинг - это молодёжное увлечение со своими традициями, негласными правилами этики, языком общения.

Многочисленные группы трейнсѐрферов общаются в Интернете, создают сообщества (ВКонтакте несколько десятков групп зацеперов по различным направлениям следования поездов российской железной дороги; там же обсуждают модели поездов, время и место сбора зацеперов, участники предупреждают друг друга о дежурящих на станциях полицейских или антизацеперах, а также делятся видео своих удачных «зацепов»; здесь же выкладывают видео и фото несчастных случаев с циничными комментариями о том, что гибнут только «непрофессионалы», происходит «естественный отбор»).

Сами молодые люди, согласно опросам и мнениям на форуме, рассматривают зацепинг как возможность доказать окружающим, что они могут сделать больше, чем простые люди (пройти путь героя), найти новые ощущения в одном из экстремальных видов спорта (называя его «экстримом для бедных»). По их мнению зацепинг обеспечивает:

- получение удовольствия от скорости и процесса езды;

- расширенный обзор окружающей местности;

- возможность проехать с относительным комфортом при переполненности вагона;

- возможность сэкономить на оплате проезда;

- возможность осуществлять посадку и высадку на ходу поезда при движении с небольшой скоростью, что позволяет успеть на отправляющийся поезд или покинуть его до полной остановки;

- возможность осуществлять проезд на поезде, не осуществляющем перевозку пассажиров (на товарном, почтовом или служебном поезде, на одиночном локомотиве, на пассажирском поезде, совершающем служебный рейс и т. д.);

- повышение общей мобильности при перемещении по поезду (то есть возможность попасть в вагон с внешней стороны тогда, когда в него сложно попасть через двери, например, из-за сильной переполненности поезда, наличия закрытых дверей в межвагонных переходах и т. д.) и возможность проникнуть в вагон или из него нестандартными способами (через окно, межвагонную резину и т.д.);

- по мнению ряда трейнсѐрферов, навык проезда снаружи поездов способствует развитию общей физической и ментальной подготовки и может сыграть роль при спасении в экстренной ситуации.

Стремление подростков самовыражаться в процессе жизнедеятельности любым, в том числе необычным способом, а также тяга к риску и адреналину

- это нормально для подросткового возраста.

Объяснение данному феномену можно найти в том, что «зацеперы»

- это молодые люди, которым хотелось бы реализовать свою тягу к риску,
но по разным причинам у них нет возможности заниматься экстремальными видами спорта, поэтому они выбирают доступные для них способы: кто-то лезет без страховки на самую высокую башню Нью-Йорка или Останкинскую башню, а кто-то прыгает с вагона на вагон движущегося поезда. Психиатр-криминалист Михаил Виноградов отмечает: «Подростки учатся в основном на американских фильмах, где крутым считается тот, кто рискует жизнью. В таком возрасте не хватает положительных эмоций, нужен адреналин. Экстремалы получают удовольствие при превышении порога, им нужно возбуждение, и ради кайфа готовырискнуть жизнью».

Психотерапевт Татьяна Неелова заключает: «Радоваться малому, достигать вершин собственным трудом сложно, непонятно, трудно. А тут все легко: проехался - и ты герой, сверхчеловек, который получает уважение сверстников».

Есть несколько причин, по которым, чаще несовершеннолетние увлекаются подобным видом экстремального развлечения - это так называемая адреналиновая зависимость и желание выделиться среди сверстников. Логика поведения зацеперов, руферов и им подобных очень напоминает логику наркоманов, которые утверждают, что «умирают от наркотиков лишь дураки», а они умные, и ни в коемслучае не погибнут. Зацеперы, руферы - это люди, которые как правило не получают должного признания в семье, учебе, в коллективе сверстников и в результате уходят на сторону саморазрушения.

Рассмотрим подробнее психологические и социальные причины зацепинга в молодежной среде:

Особенности возрастного развития:

- склонность к рискованному поведению;

- потребности в автономии, свободе, аффилиации, значимости;

- потребность изменения своего статуса в системе социальных оценок, определение своего места в социальной иерархии;

- дисгармоничность личности;

- изменение установившихся интересов;

- протестующий характер поведения по отношению к взрослым и к обществу у подростков.

Социальная среда:

- семья (бесконтрольность или отсутствие внимание со стороны родителей);

- социальное окружение;

- неорганизованность досуга, свободного времени.

В России выраженный рост «зацеперства» произошел летом 2010 года. В это время сформировалось организованное движения трейнсѐрферов (зацеперов), приверженцы которого создали сайты в сети Интернет, для обмена информации о трейнсѐрфинге (зацепинге) и его пропаганде. В дальнейшем организованными группами зацеперов была проведена пропаганда проезда на крыше и снаружи поездов большими группами. Произошедший в связи с этим рост связанных с зацепингом несчастных случаев и рост публикаций в печати и на телевидении привели к широкой известности данного явления и к тому, что в России оно приняло массовый характер. Только в Москве и Московской области, по оценкам экспертов, число зацеперов составляет до 20 тысяч человек. А статистика гибели зацеперов с каждым годом возрастатет.

Особую тревогу вызывает рост числа травмирования несовершеннолетних и малолетних. В 2012 году только в Москве и Московской области пострадали 69 несовершеннолетних, 41 человек из них погиб. 2013 год отметился ростом детского травматизма: только в январе-феврале зарегистрировано уже 10 подобных случаев, семь детей и подростков погибли. Для сравнения: за январь-февраль2012 года было зарегистрировано четыре подобных факта. В 2015 году почти каждый второй, а в 2016 году каждый третий травмированный на железной дороге в Центральном федеральном округе подросток - это упавший с подвижного состава в результате зацепинга.

Опасное увлечение ежегодно приводит к гибели на железных дорогах страны десятков несовершеннолетних (в Центральной России за 2015 год погибли 16 несовершеннолетних, в 2016-м - 9).

То есть цифры говорят сами за себя. Ежедневно в Центральной России на железной дороге гибнет три-четыре человека, ещѐ два-три получают травмы, в основном - тяжѐлые. И практически каждую неделю гибнет несовершеннолетний.

Наиболее частыми причинами несчастных случаев являются: -потеря равновесия и падение с поезда во время движения. Как правило это происходит в результате проезда в нетрезвом состоянии или плохом самочувствии с последующим отпусканием рук, пренебрежения правилом трѐх опор при проезде и перемещении по поезду, проезда в неудобном и неустойчивом положении, использования ненадѐжных конструкций в качестве точки опоры или для держания, проделывания трюков во время движения, проезда на поезде при отсутствии позволяющих держаться руками конструкций, обрыва конструкций поезда из-за подпила, ржавчины или усталости металла, а также соскальзывания с поезда в результате обледенения поручней и корпуса вагона или от резкого рывка вагона или сильного ветра при нахождении трейнсѐрфера на скользкой неровной поверхности и отсутствии возможности закрепления и удержания на вагоне;

- поражение электрическим током при проезде на электрифицированных линиях или при попытке запрыгнуть на крышу поезда с моста в результате прикосновения или слишком близкого приближения к контактной сети,токоприемнику, тормозным резистором и токоведущим высоковольтным шинам на крыше электроподвижного состава, а также получение тепловых ожогов при прикосновении к нагретым тормозным резисторам;

- столкновение с препятствиями по ходу движения (например, платформами, светофорными столбами, мостами, порталами тоннелей) при проезде за габаритом подвижного состава сбоку или на крыше;

- падение на рельсовый путь под колѐса в результате неудачного запрыгивания или схода на ходу на боковую подножку, спереди или между вагонами. Например, несчастные случаи такого рода нередко происходят при запрыгивании на ходу на подножки товарных вагонов. Падение и травмирование тела в результате запрыгивания на поезд или спрыгивания с поезда на большой скорости на ходу.

Таким образом, самое опасное развлечение на железной дороге - это зацепинг!